В данном разделе мы размещаем материалы,
предназначенные помочь родителям малышей, которые только начинают ходить в
детский сад, и родителям детей, которые готовятся поступать в школу. У этих
двух, казалось бы столь различных возрастных категорий детей, есть одна очень
похожая проблема - они делают очередной серьезный шаг в своей жизни. Им
придется привыкать к новой жизни, привыкать к новым правилам, знакомиться с
новыми людьми, узнавать этот мир всё больше и больше.
Словами "В добрый путь!" мы встречаем малышей,
которые пришли или готовятся прийти в наш сад.
И с таким же пожеланием мы провожаем в большую жизнь
наших выпускников.
Правила для родителей
1) Для обеспечения безопасности приводить в детский сад и забирать детей
должны родители или доверенные взрослые лично.
2) Помните о взаимовежливости и общепринятых нормах общения. Ведь воспитать
вежливого ребёнка можно только личным примером.
3) Наш день в детском саду
начинается с игр, общения, утренней зарядки, которые создают хорошее настроение,
дают заряд бодрости на весь день, поэтому приходите в детский сад до 8.10. Если
у вас есть необходимость пообщаться с воспитателями, то подойдите ещё раньше.
4) Нам всегда приятно видеть опрятных детей с аккуратными причёсками и
подстриженными ногтями. Следите за чистотой одежды вашего ребёнка, ежедневно
меняйте носочки и детское бельё.
5) У вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей.
·
Контролируйте, чтобы в нём был порядок: чистые
вещи, спортивная одежда, сменная обувь должны храниться в специальных плотных
мешочках или отдельных пакетах.
·
Обязательно должен быть сменный комплект
одежды и нижнего белья. Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему не во
что переодеться.
·
Категорически нельзя хранить в шкафчике:
лекарства для ребёнка, ключи, телефон, деньги и т.п.
6) Для физкультурных занятий нужна специальная одежда — футболка (без
цветных принтов, бусинок, страз и других украшений), трикотажные шортики,
носочки и чешки (а не другая спортивная обувь).
7) Ваш ребёнок большую часть времени находится в детском саду, поэтому
важно, какая у него обувь. Она должна быть мягкая, соответствовать размеру ноги
и плотно охватывать, но не сдавливать стопу, с удобными работающими застёжками
или липучками. Подошва обуви должна быть достаточно гибкой, каблук невысокий
(не более 2 — 3см), носок — широкий. Красивые туфельки на каблучке — не для
ежедневной носки, оставьте их для праздников.
8) Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести
в детский сад. Пожалуйста, помните, что дети любят делиться и меняться
игрушками, которые иногда от этого портятся или теряются. Желательно не брать в
детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых вы будете
переживать. Не перекладывайте эту ответственность на воспитателей.
9) Нельзя давать ребенку с собой жевательную резинку, сладости и другую
еду.
Уважаемые родители! Приходя в детский сад на различные мероприятия (детские
праздники, родительские собрания и др.), не забывайте выключать мобильный
телефон и надевать бахилы, а лучше сменную обувь!
10) Детей с первичными признаками заболеваний приводить в детский сад
нельзя! Если у ребёнка в течение дня появляются первые симптомы заболевания,
родители будут сразу извещены и должны как можно скорее забрать его из детского
сада.
11) Своевременно информируйте медицинскую сестру, воспитателей об
отсутствии ребёнка, о причинах и предполагаемых сроках. Это можно сделать
накануне или в утреннее время с 7.30 до 8.30.
12) Не забывайте платить за детский сад своевременно
13) В случае возникновения неудовлетворённости или некоторого несогласия с
тем, как организована жизнь детей в группе, обращайтесь к воспитателям или
заведующей детского сада. Вместе нам удастся решить проблему и снять вашу
тревогу.
14) Будьте активными и заинтересованными! Мы приветствуем участие родителей
в жизни детского сада в любой форме!
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Психологические
особенности детей раннего возраста
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии
детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера,
появляются первые устойчивые качества личности.
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость
эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства,
отражающее отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть
изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий,
спокойный стиль общения с ребёнком, бережное отношение к любым проявлениям его
эмоциональности.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает
влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с
окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными
параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами,
сравнение предметов с ними.
Большое значение для развития личности ребёнка раннего возраста имеет
общение со взрослым. Родителям надо помнить, что представление о себе, первая
самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему
взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребёнку замечания, упрекать, т.к.
недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания
осуществлять любую деятельность.
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует
уделять особое внимание режиму дня ребёнка.
Как подготовить ребенка к детскому саду
Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят
дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте
ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте
родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим
ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада:
что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш
рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет
чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться
за помощью, как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойти к
воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если
захочешь в туалет, скажи об этом» Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё
будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в
группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы
должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе
придётся немного подождать» Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации
дома.
Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробочку», складывая туда
недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются
привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это
могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани,
книжки с картинками и т.д.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени,
просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим
детям. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков
внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до
полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот
период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего
малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад
необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в
целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует
для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают
дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых
сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом.
Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в
присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за
помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши
отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет
привыкнуть вашему ребёнку.
Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не
менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой
форме или через воспитателей. В присутствии ребёнка избегайте критических
замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка
детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с
ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте
ребёнка.
Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверьте
список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы
забыли.
·
Помните: от того, как родители разбудят
ребенка, зависит его психологический настрой на весь день;
·
время ночного отдыха для каждого сугубо
индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к
тому времени, когда Вы его будите;
·
если у Вас есть возможность погулять с
ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые
советы, наблюдения за окружающей средой;
·
научитесь встречать детей после их
пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты
сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в
детском саду?», «Чем вы занимались?», «Как твои успехи?» и т.п.;
·
радуйтесь успехам ребенка. Не
раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо и с интересом слушайте
рассказы ребенка о событиях его жизни;
·
ребенок должен чувствовать, что он
любим. Необходимо исключать из общения окрики, грубые интонации.
·
создайте в семье атмосферу радости,
любви и уважения.
О прохождении ребенком адаптационного периода
Адаптация детей раннего возраста - это
не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах,
но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Различают три степени тяжести
прохождения адаптационного периода:
Легкая степень адаптации
·
К 20-му дню пребывания в ДОУ
нормализуется сон, ребенок нормально ест.
·
Настроение бодрое, заинтересованное в
сочетании с утренним плачем.
·
Отношения с близкими взрослыми не
нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его
интересуют другие взрослые.
·
Отношение к детям могут быть как
безразличным, так и заинтересованным.
·
Интерес к окружающему восстанавливается
в течение двух недель при участии взрослого.
·
Речь затормаживается, но ребенок может
откликаться и выполнять просьбы взрослого.
·
К концу первого месяца восстанавливается
активная речь.
·
Заболеваемость не более одного раза,
сроком не более 10 дней.
·
Вес без изменений.
·
Признаки невротических реакций и
изменения в деятельности вегетативной НС отсутствуют.
·
Средняя степень адаптации
·
Нарушения в общем состоянии выражены ярче
и длительнее.
·
Сон восстанавливается через 20-40 дней,
качество сна тоже страдает.
·
Аппетит восстанавливается через 20-40
дней.
·
Настроение неустойчивое в течение
месяца, плаксивость в течение дня.
·
Поведенческие реакции восстанавливаются
к 30-му дню пребывания в ДОУ.
·
Отношение к близким -
эмоционально-возбужденное (плач, крики при расставании и встрече). Отношение к
детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Отношение к
взрослым избирательное.
·
Речь либо не используется, либо речевая
активность замедляется.
·
В игре ребенок не пользуется
приобретенными навыками, игра ситуативная.
·
Заболеваемость до 2-х раз, сроком не
более 10 дней, без осложнений.
·
Вес не изменяется или несколько
снижается.
·
Появляются признаки невротических
реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в
определенных условиях.
·
Изменения вегетативной НС: бледность,
потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез), - в
течение 1,5-2 недель.
Тяжелая степень адаптации
·
Ребенок плохо засыпает, сон короткий,
вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.
·
Аппетит снижается сильно и надолго,
может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные
нарушения стула, бесконтрольный стул.
·
Настроение безучастное, малыш много и
длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в
ДОУ.
·
Отношение к близким -
эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к
детям: избегает, сторонится, проявляет агрессию. Отказ от участия в
деятельности.
·
Речью не пользуются или имеет место ЗРР
на 2-3 периода.
·
Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность
адаптационного периода зависит от многих причин:
1.
от особенностей нервной системы и
возраста ребёнка;
2.
от состояния его здоровья;
3.
от разницы в методах воспитания;
4.
от резкого контакта между той обстановкой,
в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в
дошкольном учреждении.
Успешная адаптация
детей к ДОУ.
·
Необходимо создать спокойный, по мере
возможности, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Не нервничать и не
показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад;
·
заранее узнать все новые моменты в режиме
дня в детском саду и ввести их режим дня ребёнка дома;
·
привести домашний режим в соответствие с
режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
·
обучить ребенка дома всем необходимым
навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться;
самостоятельно кушать, пользуясь во время еды столовыми приборами; проситься на
горшок. Одежда обязательно должна быть удобна и комфортна для ребенка данного
возраста;
·
необходимо сформировать у ребенка
положительную установку, желание идти в детский сад, нужна эмоциональная
поддержка, прежде всего со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы
его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально
положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение
ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
·
не следует в присутствии ребёнка плохо
говорить о детском саде. Не угрожать ребёнку детским садом как наказание за
непослушание
·
готовьте ребенка к общению с другими детьми
и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, пусть он привыкает общаться со
сверстниками на детских игровых площадках, гулять по городу и т.д.;
·
в период адаптации дома необходимо соблюдать
режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Как помочь
адаптироваться ребенку к детскому саду: если ребенок замкнутый
Замкнутый ребенок не хочет и не знает,
как общаться, поэтому забота взрослых по развитию такого ребенка должна быть,
прежде всего, направлена на развитие желания общаться и развитие
коммуникативных навыков.
Замкнутость ребенка выступает в
поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки,
как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный
фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими
изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т.п.)
Для замкнутых детей характерны, также
страх перед чужими детьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при
попадании в новую ситуацию.
Как правило, замкнутый ребенок очень
привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное ее
отсутствие.
При общении с замкнутым
ребенком:
·
Расширяйте круг общения вашего ребенка,
приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
·
подчеркивайте преимущества и полезность
общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также,
какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
·
стремитесь сами стать для ребенка
примером эффективно общающегося человека.
·
Работа по преодолению замкнутости
достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего
ребенка не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки".
Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна
проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Как помочь адаптироваться ребенку к детскому саду: если ребенок агрессивный
Если вы замечаете у своего ребенка
проявления агрессивности, необходимо вместе с психологом тщательно
проанализировать её причины, выявить трудности, испытываемые ребенком, по
возможности устранить их, а затем формировать у ребенка недостающие умения,
навыки, а также установки в отношении других людей.
·
Помните, что запрет и повышение голоса -
самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины
агрессивного поведения и сняв их, Вы можете надеяться, что агрессивность Вашего
ребенка будет снята;
·
Дайте ребёнку возможность выплеснуть
свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку
и Вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
·
Показывайте ребенку личный пример
эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные
высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести";
·
Пусть Ваш ребёнок в каждый момент
времени чувствует, что Вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь
лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что он нужен
и важен для Вас;
·
Помните, что внимательность и огромное
терпение со стороны взрослых - обязательное условие успеха.
Как помочь
адаптироваться ребенку к детскому саду: если ребенок тревожный
Первое и самое важное, что могут сделать
взрослые для такого ребенка, это обеспечение ребенку ощущения своей успешности.
Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Ему важно найти такую
деятельность, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее
лекарство от повышенной тревожности.
·
Необходимо понять и принять тревогу
ребенка: он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами,
страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребенка. Помочь
ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет
менее страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при
свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
·
В сложных ситуациях не стремитесь все
сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с
проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с
приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается
справиться с чем-то.
·
Заранее готовьте тревожного ребенка к
каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждет.
·
Хвалите ребенка даже за не очень
значительные достижения.
·
Делиться своей тревогой с ребенком лучше
в прошедшем времени. «Сперва боялся, но потом было так-то и так, удалось
сделать то-то и то-то».
·
Будьте более оптимистичны сами. Следите
за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь.
Спокойные, уверенные в себе родители,
способные принять ребенка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных
сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог
уверенности и адекватной самооценки ребенка.
Как помочь
адаптироваться ребенку к детскому саду: если ребенок медлительный
Если ваш ребенок медлителен, попробуйте
применить следующую тактику
·
Главное - не торопить, не подгонять
ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости;
·
Проконтролируйте все элементы режима
дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность;
·
Помните, вашему ребенку нужно время для
"раскачки" (он с трудом просыпается, долго собирается в детский сад -
разбудите его пораньше и т.д.);
·
Не конфликтуйте вечером, перед сном, не
корите за долгие сборы ко сну;
·
Необходимо сделать все, чтобы, осознавая
свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность,
неспособность. Помогите ему овладеть необходимыми навыками - самостоятельно
одеваться и раздеваться;
·
Организовывая работу с медлительным ребенком,
не забывайте о перерывах, физкультминутках;
·
Нужно облегчить ребенку выполнение всех
повседневных дел, и поможет в этом может четко организованный режим дня. Если
ребенок привыкнет (а это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и
то же время вставать и ложиться спать, то справиться с самим собой ему будет
гораздо легче;
·
Можно придумать какую-нибудь игру,
которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать вместе,
соревнуясь (при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп);
·
Важно, чтобы взрослые всегда были
спокойны и доброжелательны. Можно пошутить над «копушей», но по-доброму, без
раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеётся ребенок.
Помните, что оттого что ваш ребенок
медлительный, он не «хороший» или «плохой», а просто вот такой,, какой есть и
ему нужно помочь адаптироваться и в детском саду, и в школе, и в жизни. При
этом вы и сами должны быть достаточно организованы, иначе успеха не будет.
Как приучить ребенка к
самостоятельности
Первые попытки проявить
самостоятельность отмечаются еще в начале второго года жизни. Малыш стремится к
активному освоению всего окружающего и сам хочет все познать, используя при
этом все свои физические возможности и органы чувств.
На третьем году ребенка уже не
устраивает положение, когда для него все делали родители, хотя и теперь он еще
без их помощи обойтись не может. Этот период наиболее благоприятен для
выработки и закрепления самостоятельности, и именно в это время очень многое
зависит от родителей. Им необходимо перестроить свои отношения с малышом,
делать все не для него и не за него, а только вместе с ним, показывая ребенку,
как выполняется то или иное действие. Конечно, малыш еще делает все медленно и
довольно неуклюже. Нужно собрать все свое терпение и не вмешиваться в его
действия, пока он сам не попросит о помощи.
Прежде всего самостоятельность ребенка
может проявиться в овладении навыками самообслуживания. Его нужно привлекать к
участию в кормлении, одевании, умывании, пользовании горшком. Это необходимо не
для удобства взрослых, а для будущего развития ребенка. Тем более, что участие
в этих процессах хотя и представляет для малыша определенную трудность, но
вместе с тем интересно своей новизной.
В последующие годы, когда уровень
развития детей станет значительно выше, их уже не привлекает самостоятельность
в выполнении названных режимных процессов, они стремятся к другим, более
интересным занятиям и делам.
Первые посильные самостоятельные
действия ребенка — это предвестники его трудолюбия в дальнейшем. Их нужно не
«гасить», а всемерно «раздувать».
Начиная со второго года жизни малыш
должен приучаться к самостоятельности в еде. Даже самые неумелые его попытки
заслуживают одобрения и поощрения. Необходимо многократно и терпеливо
показывать ребенку, как следует во время еды сидеть за столом, самостоятельно
пользоваться ложкой.
А ложку лучше всего дать тогда, когда он
к ней потянется, обычно это бывает в 1 год 2 месяца или чуть позже. Получив в
руки ложку, ребенок не сразу с ней справится. Ему надо помочь, показать, как
удобнее брать и держать ложку, чтобы она не опрокидывалась, как зачерпывать ею
пищу. Пройдет немало времени, прежде чем малыш сам зачерпнет еду с тарелки и
поднесет полную ложку ко рту, не перевернув ее. Конечно, он может испачкаться и
разбросать пищу вокруг тарелки. Нельзя на него сердиться. Нужно вытереть ему
лицо, затем стол (делать это лучше сразу, чтобы ребенок не привыкал сидеть за
столом с испачканным лицом и руками).
В первое время пользование ложкой быстро
утомляет малыша. После безуспешных попыток насытиться мать может взять другую
ложку и накормить его сама. С каждым днем следует давать ребенку большую
свободу в приобщении к самостоятельной еде, тем более что пользование ложкой
способствует развитию кисти, совершенствует координацию движений.
Как только ребенок научится подносить ко
рту самостоятельно хоть немного пищи, лучше прекратить его докармливать. В
противном случае он быстро сообразит, что есть самому не просто, а голодным его
не оставят, обязательно докормят.
Опыт показывает, что если дать ребенку
ложку в возрасте около года, когда он к ней впервые потянется, то к полутора
годам он сумеет обходиться во время еды без посторонней помощи. Если же этого
не сделать вовремя, то малыш не сможет самостоятельно пользоваться ложкой и в 2
года. А осваивать это умение в старшем возрасте, когда у него появляется много
других увлечений, ему уже неинтересно.
После того как ребенок научится
пользоваться ложкой и уже не проливает жидкое блюдо, можно начать приучать его
самостоятельно вытирать губы после еды салфеткой.
С полутора лет, используя подражательные
способности малыша, целесообразно привлекать его к самостоятельному мытью рук,
причесыванию, участию в одевании и особенно раздевании. Первые попытки
раздеться выявляются у ребенка в возрасте около полутора лет, он стягивает с
головы шапочку, пытается снять носок.
Двухлетние дети почти полностью
раздеваются сами, они не могут лишь расстегивать пуговицы. Одеваться им
сложнее, и овладевают этим умением они позже, иногда только в 3—3,5 года, а
справляться с пуговицами и шнурками им редко удается ранее 4—5 лет. Поэтому
ясно, что ребятам следует помогать одеваться, но только помогать, а не одевать
их полностью.
Если ребенку, который захотел учиться
одеваться, не создать соответствующих условий, не дать самому попробовать, это
желание постепенно пропадет. Не окажется полезной и такая ситуация, когда
малышу дадут возможность полностью одеваться без посторонней помощи. Он будет
долго копаться, не справится с такой работой, и желание одеваться самому может
исчезнуть. Чтобы такого не произошло, малышу нужно помогать, проделывая более
сложную часть одевания и оставляя ребенку то, с чем он в состоянии справиться
самостоятельно.
Самостоятельность — понятие широкое и
проявляется у детей не только в самообслуживании. Родители должны поощрять и
умение ребенка занять себя, самостоятельно играть, используя различные домашние
предметы, игрушки, убирать свой уголок. Самостоятельность ребенка не исключает
участия родителей в его деятельности. Наоборот, действия ребенка полезно так
направлять, чтобы создавались условия для проявления все новых видов его
самостоятельности и инициативы.
Иногда бывает достаточно попросить
малыша или даже намекнуть ему, чтобы он помог выполнить какое-нибудь простое
задание, как он тут же включается в работу и пытается сделать все
самостоятельно. Следует широко использовать стремление детей к подражательной
деятельности и давать им несложные поручения, которые они в состоянии выполнить
самостоятельно.
Необходимо учитывать возрастные
возможности ребенка, терпеливо относиться к результатам его труда, а главное
помнить, что это идеальное время для выработки у детей самостоятельности и
трудолюбия и всячески поощрять их стремление участвовать в домашних делах.
Воспитание культурно-гигиенических
навыков
Воспитание у детей навыков личной и
общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от
знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В
процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы
выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические
навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к
выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их
до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным
полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи
содержались в чистоте.
Именно в дошкольном возрасте очень важно
воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети
могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать
их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять
детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание
обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно
сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков
большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней
гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность.
В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно
не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад
жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего, следует обеспечить постоянное,
без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил.
Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых
порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть
руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть
мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он
сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем
более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно
стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается
все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый
только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а
в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять,
правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного
возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются
ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и
забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки,
то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже
несколько смущенно) исправил свою ошибку.
Культурно-гигиенические навыки очень важная
часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица,
тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены,
но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они
регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к
окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий
следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен
окружающими людьми.
Для воспитания и привития у детей хорошей
привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Формирование навыков личной гигиены
предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей
одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Когда мы причесываем девочек мы читаем
стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Гигиеническое воспитание и обучение
неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие
задачи:
·
приучить детей правильно сидеть за столом во
время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
·
уметь пользоваться столовыми приборами,
салфеткой;
·
учить тому, что, чем и как едят (хлеб,
котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
·
познакомить с разновидностями посуды
(чайная, столовая);
·
учить сервировать стол к чаю;
·
привлекать внимание к заданному образцу
правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса,
доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к
просьбам и желаниям детей).
Обязанность родителей – постоянно закреплять
гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы
взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Создание домашних комфортных условий в адаптационный период
Помните, от того, как родители разбудят
ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
·
Время ночного отдыха для каждого сугубо
индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к
тому времени, когда вы его будите.
·
Если у вас есть возможность погулять с
ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые
советы, наблюдения за окружающей средой.
·
Научитесь встречать детей после их
пребывания в дошкольном учреждении.
·
Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты
сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в
садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
·
Радуйтесь успехам ребёнка. Не
раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте
рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
·
Ребёнок должен чувствовать, что он
любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
Итак, необходимо создать спокойный, по мере
возможности, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Не нервничать и не
показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад. Привести
домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет
ходить ребенок
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
СЕМЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О МОРОЗНОЙ ПОГОДЕ
1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее.
Как правильно
наказывать ребенка.
7. Ребенок
не должен бояться нашего наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева
нашего, а нашего огорчения.
Нельзя
наказывать и ругать: Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции
непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не
справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном,
во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого
пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться,
чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда
мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).
Помните о
внушаемости!
Ругая ребенка, не утверждайте, что он лентяй, неряха и т. д., что у него ничего
не выйдет, он неисправим и т. п. Ребенок ВЕРИТ! Всякое утверждение им
воспринимается однозначно, никакого переносного смысла ребенок не понимает.
Оценивая – внушаем.
Соблюдайте
неприкосновенность личности!
Выражая неодобрение, определяйте только поступки, только конкретные действия,
не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты
жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «мы
огорчены твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня
испортилось настроение из-за твоего поступка».
Косвенное
неодобрение.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок. Маленькому
можно в виде сказки. При этом можно сгустить краски, что бы все было ясно. Если
ребенок даже не подаст вида – не беда, поймет, хорошие шансы.
Опасайтесь
двойственности!
Ругаем страшными словами, а в глазах, а в интонации: «Ты же знаешь, как я тебя
обожаю, что в конце концов я тебе все позволю». Одна рука гладит, другая бьет…
Прямой путь к воспитанию лицемерия. Мы хотим, чтобы наш ребенок обладал этим
качеством?
По-настоящему
мы наказываем ребенка только своими чувствами!
И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и прекрасные, и
ужасные результаты. Все решает индивидуальность. Ваш ребенок – не ваша собственность.
Он личность, один единственный такой, неповторимый.
Не забудем
же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем и другим его
делает только доза».
Консультация
для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
Радость встречи с книгой
Воспитание сказкой
До какого-то
возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это
естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом
начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными
приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота,
напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к
развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота
сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое
отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного
искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом.
Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом
противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта
идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и
рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с
его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в
торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так
сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной
сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем
идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались,
стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться
закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой,
олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь,
защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и
находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые
руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому
дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира
сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие
истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности,
морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая
сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а
главное поговорите, о чем прочитали!